Рабочая программа воспитания Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Городского округа «город Ирбит» Свердловской области «Детский сад № 11»
Описание образовательной программы
Рабочая программа воспитания в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении Городского округа «город Ирбит» Свердловской области «Детский сад № 11» (далее – Программа воспитания), предусматривает реализацию требований Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» с учетом Плана мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся (воспитанников) чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде». Работа по воспитанию, формированию и развитию личности обучающихся (воспитанников) в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении Городского округа «город Ирбит» Свердловской области «Детский сад №11» (далее – МБДОУ «Детский сад № 11») предполагает преемственность по отношению к достижению воспитательных целей начального общего образования (далее – НОО), к реализации Примерной программы воспитания https://fgosreestr.ru/poop/primernaia-rabochaia-programma-vospitaniia-dlia-obrazovatelnykh-organizatsii-realizuiushchikh-obrazovatelnye-programmy-doshkolnogo-obrazovaniia?ysclid=lktjhitzkg323347707
, одобренной федеральным
учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 2 июня 2020
г. № 2/20) и размещенной на портале https://fgosreestr.ru. Программа воспитания
МБДОУ «Детский сад № 11» разработана в соответствии с: Федеральным законом от
29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
(приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрирован
Минюстом России 14 ноября 2013 г. № 30384); Федеральным законом от 31 июля 2020
года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»; Указом Президента
Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» 5
Программа воспитания является компонентом основной образовательной программы -
общеобразовательной программы дошкольного образования (далее – ООП ДО). В связи
с этим структура Программы воспитания включает три раздела – целевой,
содержательный и организационный, в каждом из них предусматривается
обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений программы воспитания
дополняет приоритетные направления воспитания с учетом реализуемой ООП ДО,
региональной (Свердловской области, Среднего Урала) и муниципальной специфики
(ГО Ирбит) реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года, того, что воспитательные задачи, согласно федеральному
государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее –
ФГОС ДО), реализуются в рамках образовательных областей –
социальнокоммуникативного, познавательного, речевого,
художественно-эстетического и физического развития. Ведущей в воспитательном процессе
является игровая деятельность. Игра широко используется как самостоятельная
форма работы с детьми и как эффективное средство и метод развития, воспитания и
обучения в других организационных формах. Приоритет отдается творческим играм
(сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, игрыдраматизации и инсценировки,
игры с элементами труда и художественно деятельности) и игры с правилами
(дидактические, интеллектуальные, подвижные, хороводные т.п.). Особое внимание
уделяется организации среды самостоятельной деятельности воспитанников. Ее
содержание и уровень зависят от возраста и опыта детей, запаса знаний, умений и
навыков, компетенций, ценностных ориентиров, уровня развития творческого
воображения, самостоятельности, инициативы, организаторских способностей, а
также от имеющейся материальной базы и качества педагогического руководства.
Организованное проведение этой формы работы обеспечивается как
непосредственным, так и опосредованным руководством со стороны воспитателя.
Индивидуальная работа с детьми всех возрастов проводится в свободные часы (во
время утреннего приема, прогулок и т.п.) в помещениях и на свежем воздухе. Она
организуется с целью активизации пассивных воспитанников, организации
дополнительных занятий с отдельными детьми, которые нуждаются в дополнительном
внимании и контроле, например, часто болеющими, испытывающими трудности в
освоении содержания программы воспитания при групповой работе. Важным в
воспитании признается интеграция, объединение семейного и общественного
дошкольного воспитания, сохранение приоритета семейного воспитания, активное
привлечение семьи к участию в воспитательном процессе. С этой целью проводятся
родительские собрания, консультации, беседы и дискуссии, круглые столы,
викторины, дни открытых дверей, просмотры родителями отдельных форм работы с
детьми, применяются средства наглядной 6 пропаганды (информационные бюллетени,
родительские уголки, тематические стенды, фотовыставки и др.), привлекаются
родители к проведению праздников, развлечений, походов, экскурсий, проектов,
акций. Программа воспитания основана на воплощении национального
воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования,
нравственное (идеальное) представление о человеке. В основе процесса воспитания
детей в МБДОУ «Детский сад № 11» лежат конституционные и национальные ценности
российского общества. Целевые ориентиры рассматриваются как возрастные
характеристики возможных достижений ребенка, которые коррелируют с портретом
выпускника МБДОУ «Детский сад № 11» и с базовыми духовно-нравственными
ценностями. Планируемые результаты определяют направления для разработчиков
рабочей программы воспитания. С учетом особенностей социокультурной среды, в
которой воспитывается ребенок, в Программе воспитания отражены взаимодействие
участников образовательных отношений (далее – ОО) со всеми субъектами
образовательных отношений. Данный подход обеспечит воспитание гражданина и
патриота, раскрытие способностей и талантов детей, подготовку их к жизни в
высокотехнологичном, конкурентном обществе. Основные направления воспитательной
работы МБДОУ «Детский сад № 11»: Ценности Родины и природы лежат в основе
патриотического направления воспитания. Ценности человека, семьи, дружбы,
сотрудничества лежат в основе социального направления воспитания. Ценность
знания лежит в основе познавательного направления воспитания. Ценность здоровья
лежит в основе физического и оздоровительного направления воспитания. Ценность
труда лежит в основе трудового направления воспитания. Ценности культуры и
красоты лежат в основе этико-эстетического направления воспитания. Программа
воспитания в части, формируемой участниками образовательных отношений,
дополняет приоритетные направления воспитания с учетом реализуемой основной
образовательной программы, региональной и муниципальной специфики реализации
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
того, что воспитательные задачи, согласно федеральному государственному
образовательному стандарту дошкольного образования (далее – ФГОС ДО),
реализуются в рамках образовательных областей – социально-коммуникативного,
познавательного, речевого, художественно-эстетического развития, физического
развития. Программа воспитания – нормативный документ, системно представляющий
цели и содержание воспитательной работы в рамках МБДОУ «Детский сад № 11», а
также последовательность их реализации во времени и пространстве. Реализация
Программы воспитания предполагает социальное партнерство с другими
организациями.